Интересная статья. По ссылке — еще более интересное продолжение. Одну из причин, по которой разного рода неформалы канули в прошлое, можно обозначить следующим образом: Обыватели ХХ века убегали от враждебного для них окружения официальной культуры в пространство субкультур. Но тем не менее это бегство содержало в себе элемент Выбора. Фигуры субкультурных движений часто трагические, вписавшись в «движуху», человек связывал с ней всю свою жизнь, как еврейский националист связывает её с Палестиной. Назвался панк-рокером — вот и тяни лямку. Для homo clipus это непозволительная роскошь и трата драгоценного времени, а к тому же ещё и трагедия. Трагедия ему не нужна, нужно быть на позитиве. Нужно много весёлых реальностей: «меняйся, оставаясь собой». Современный человек — чтец, жнец и на дуде игрец, но всё это немного понарошку. С современной точки зрения Мик Джаггер 60 лет батрачит на одном заводе и должен был давно помереть от скуки. С другой стороны, школьная училка эпохи модерна затюкала бы несчастного Леонардо Да Винчи: мол, «дружок, ты уже взрослый, пора бы определиться, чего ты хочешь в жизни: математикой заниматься или картиночки рисовать». Музыкант середины ХХ века хотел создать одну мощнейшую банду. Музыкант века ХХI имеет восемь сайд-проектов: тут он фронтмен и поёт на стадионах, здесь играет на барабанах в отвязной панк-хардкор-группе в грязных клубах, там выступает в качестве диджея, а ещё немного читает рэп. «Бери от музыки всё». Ещё в 90-е был провозглашён девиз «Бери от жизни всё». А значит — «выбирай всё». Поскольку человек — это тот выбор, который он делает, выбирая всё, он становится никем. Иначе говоря, субкультуры окончательно утратили элемент хоть какой-то серьёзности, и утратили в первую очередь потому, что от них более никакой серьёзности и не требуется. Современному человеку слишком тесно и скучно в одной и той же одежде «панка», «рэпера» или «скина», и объяснение этому, как ни парадоксально, лежит на поверхности. Подходи — бери. Советский, но вообще говоря и западный мир второй половины ХХ века с нынешней точки зрения был ужасающе регламентирован. Это сложно прочувствовать сейчас, но если современного старшеклассника отправить в 1970 год даже в Англию — он сочтёт сверстников унылыми однообразными идиотами без мозгов и повесится. Про Советский Союз и вовсе нечего говорить. Брежневская Belle Epoque с её официозным печаль-моя-светла-стайлом способна довести до психиатрической лечебницы. Убогий и примитивный мир с заранее известной жизнью, словно заранее предсказанной советским Нострадамусом. Знаете, что было бы, если человеку семидесятых дать в начале жизни инстаграм? Ничего. Весь этот инстаграм, вплоть до самой смерти советского человека, состоял бы из следующих записей: — Пошёл в школу — Кончил школу — Пошёл в армию — Отслужил в армии — Пошёл в институт — Кончил институт — Женился — Родил сына — Родил дочь — Сын пошёл в школу — Дочь пошла в школу — Сын кончил школу — Дочь кончила школу — Развёлся — Сын пошёл в армию — Дочь пошла в институт — Сын отслужил в армии — Сын поступил в институт — Дочь кончила институт — Сын кончил институт — Сын женился — Дочь вышла замуж — Сын родил сына — Дочь родила сына — Сын родил дочь — Дочь родила дочь — Заболел Прибавьте сюда каждый Новый год, первые 20–25 дней рождения и фотографий по пять с поездок на море — всё. Почему всё? Потому что больше ему фотографировать было бы решительно нечего. Дело не в доступности цифровой фотографии и не в возможности размещать бесконечное количество снимков, которой он был лишён, а мы теперь нет. Дело в том, что ему просто не пришло бы в голову, что можно что-то интересное снять ежедневно. Разумеется, это некоторое упрощение (вели же люди личные дневники, в конце концов), но подарите смартфон своей бабушке и установите ей инстаграм — она не догадается делать и одно фото в день. «А чего снимать то?» Привычка. Отсутствие цифровых технологий порождало такую зарегламентированность жизни среднестатистического человека, которая сегодня показалась бы нам отбыванием наказания в колонии особого режима. Это справедливо и для Первого мира, а для Второго — тем более. Представьте компьютерную игру, где только и надо, что идти по прямому узкому коридору, а в определённых местах — достаточно редко — заботливо разложены «ягодки», прибавляющие +50 к разнообразию. Советский человек по такому коридору и шёл: школа, армия, университет, женитьба, дети, внуки. Вот и все ягодки. Можно сказать, что на фоне сталинских репрессий и Второй мировой войны это был гигантский социальный прогресс, но людям свойственно забывать самые страшные трагедии и не свойственно удовлетворяться ежедневной и довольно бессмысленной рутиной. А значит при появлении малейшей свободы советский мир моментально наполнился едва ли не всеми существовавшими на Западе субкультурами, какие только можно было себе представить. Почему? Потому что само пространство субкультурной жизни расширяло подростку советский коридор и добавляло вдесятеро больше ягодок. Человек попадал из монотонных декораций в увлекательный мир и становился одним из действующих лиц захватывающего сценария «панковской», «рэперской» или там «скиновской» жизни. Пребывание в субкультуре в конечном итоге давало человеку намного больше, чем он отдавал ей. Наполни смыслом каждое мгновенье Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, сын мой, ты будешь — Человек. Это Киплинг, а ты наполни-ка смыслом каждое мгновенье прилежной комсомольской юности: задача принципиально нерешаема. Не коммунизм же, в самом деле, строить. Значит, чтоб быть человеком, надо записаться в панки: тут драйв, чувак телепортируется в иное измерение. Где воюет с действительностью, имеет сладкую иллюзию скорого изменения реальности согласно собственным представлениям и вообще получает ощущение причастности к какому-то не до конца изведанному метасценарию. В конце концов, все молодёжные субкультуры таили в себе известную загадочность, ощущение того, что понять до конца этот мир адепту не под силу. Человек растворялся в субкультуре, а не растворял её в себе. Субкультура брала его, а он не мог её объять. Что это такое? В общем, это религия. И в век цифровых технологий субкультура превратилась в то, во что превращаются и сами религии: в старую добрую (иногда не очень добрую) культурную традицию. К которой порой приятно прикоснуться, которая обогащает собственно культуру, но по которой упарываются всерьёз только и исключительно примитивные фанатики с уникально низким IQ. Потому что теперь любую субкультуру спродюсирует от начала и до конца любой способный старшеклассник. Все они, как говорят у нас в России, «The great rock’n’roll swindle». Как и в случае с религией, технология до безобразия понятна и можно разложить её по пунктам за пятнадцать минут даже не заглядывая в академические источники по теме (они, конечно, есть). Кое-где придётся дать развёрнутое описание, а в другой половине пунктов достаточно крутить ползунки от нуля до ста. — Одежда и обувь — Причёски и макияж — Музыка — Кинематограф — Литература и прочие культурные формы — Визуальная стилистика (логотипы, дизайн, иллюстрации и т. п.) — Политизированность и сами политические взгляды — Агрессивность — Сексуальность — Уровень жизни адептов (для мажоров / для среднего класса / для ребят с окраин) — Символика — Ритуалы, фетиши — Отсылки к прошлому Всё, играйтесь на здоровье, сочиняйте, что только вашей душе угодно. Но будете ли вы сами, всерьёз, веровать в то, что накидали за день на коленке, как Путин Минские соглашения? Очень сомнительно. А в то, что накидано кем-то другим, и вы даже знаете, как? Ещё сомнительнее. Попробуйте придумать религию. Сходный же, если вдуматься, процесс, — основатель секты мало отличается от продюсера. Придумать придумаете, создадите корпус текстов, обличие священнослужителей, внешний облик культовых сооружений, сакральные символы — дурное дело нехитрое, при должной сноровке и пару мучеников за веру сагитируете на самосожжение во славу Сатаны. Но едва ли ваша секта способна будет, даже без давления со стороны конкурентов, превратиться в нечто достойное внимания в мировом масштабе. В лучшем случае всё выродится в шарлатанство для бабушек (в известном смысле секты и стали субкультурами для бабушек) или суицидально-сексуально-экстремистский кружок для десятка поехавших. Придумать «ислам» в 2016 году — фантастика. С субкультурами теперь то же самое. В России последним взбрыком стали эмо и антифа, и первые уже были чем-то заведомо несерьёзным, а вторые смотрелись плохо привитыми на российскую почву растениями. И то, и другое, кончилось за пять лет и в общем на фоне предшественников кончилось мучительно бесследно. Человек стал шире субкультуры и стал способен дать ей больше, чем взять у неё. А это означает взгляд не изнутри, а сверху. Не вовлечённость в процесс, а преобладание над ним. Перед нами уже не «светлые идеалы бурной молодости», а банальный косплей: ирокез и ирокез, мартенсы и мартенсы, широкие штаны — ну, такие штаны, под настроение. Что это теперь означает? Ничего. Выбор брюк перед выходом на улицу — это выбор, а не Выбор. Ребёнок в песочнице строит собственные города и декорации, и этим искренне доволен. Но взрослый строит для него только саму песочницу, а если на полном серьёзе начинает в ней играть — свихнулся. Век гиперинформации всех сделал взрослыми, взрослее, и люди из субкультурных песочниц ушли. Но не только из них. Всё несколько интереснее. #статья #субкультуры #lm

Теги других блогов: выбор субкультуры серьезность